Как зависит зерно от экспозиции

Пленочное зерно является побочным продуктом в процессе работы с фотоматериалами. Во времена, когда цифры еще не было, зерно на фотоизображении создавало много проблем для фотографов. По крайней мере его старались избегать, там где это было возможно. Это сейчас пленочное зерно возвели в ранг непременного атрибута пленочной фотографии, придающий снимкам некую таинственность. Но это не так. И пользы от зерна, что в нынешнее время, что в до цифровую фотоэпоху абсолютно никакого. Ну может, кроме тех моментов, где его намеренно пытаются оставить для достижения спецэффекта.
На форумах часто встречается термин «лезет зернище». Весь вопрос, при каких условиях зерно пленки максимально, а при каких минимально. Кто-то говорит от переэкспонировани (передер) пленки, кто-то говорит от недоэкспонирования (недодера) третьи кричат про неправильное время проявления. Кто же прав и как разобраться во всем этом?
Провел простенький опыт. Пленка Rollei 200, проявитель Rodinal. Отснял одну и туже сцену с несколькими эаспозициямия. По результатам эксперимента хочется понять, как влият передер и недодер на зерно в областях светов, теней и глубоких теней. Одна и та же пленка, один проявитель, одно время проявления, одинаковая агитация, так как пленка не резалась и проявлялась целиком.
На следующей фотографии рамками обведены те области, где мы будем проводить сравнение.

1_4-f5.6_scheme
Первая область — область средних теней (левый квадрат). Именно в эту область в большинстве случаев укладывается сюжетно-значимая часть сцены.

Вторая область — область глубоких теней (правый квадрат). Детализация в этой области не так значима, как в первой, но тем не менее наличие тональных градиентов и дополнительная детализация не будут там лишними.

Третья область — область светов, причем агрессивных светов (квадрат посередине). Сохранение информации в этой области так же не сильно критично, как и во второй. Но здесь тоже интересно посмотреть, как ведет себя зерно при передере и недодере.

Съемка проводилась с несколькими выдержками. Экспонометр выдал 1/4 при диафрагме 5.6. При той же диафрагме я добавил еще 1/2, 1/8, 1/15 и 1/30.
Лично я после просмотра всех этих снимков пришел к следующему выводу. А именно, зерно лезет при недодере. Недоэкспонировали негатив — извольте получить зернище. В случае передержки зерно лезет, но лезет незначительно. Как говорится, лучше пережарить, чем недожарить. Все вышесказанное, как вы уже поняли, относится к негативным пленкам.
Далее фото для сравнения.

Выдержки подписаны внизу фотографий.

1/2

1/4

1/8

1/15

1/30

 

 

1/2

1/4

1/8

1/15

1/30

 

 

1/2

1/4

1/8

1/15

1/30

Почитать еще