пленочный цвет в цифровой фотографии

Про пленочный цвет в цифровой фотографии написано уже много статей, выпущено множество плагинов для Photosop’а, можно найти десятки presets для RAW конвертеров, которые на выходе дают, что-то похожее на пленочный цвет. Тем не менее появляются новые программы, плагины, скрипты, которые делают пленочный цвет еще пленочнее, а эксперты при этом цокают языком и задумчиво произносят:
«Нет. Не то.»

Про «пленочный цвет»

Вот так сказать просто, что это истинно пленочный цвет довольно сложно. В последнее время вокруг пленки поднята довольно сильно шумиха. Кричат, что цифра бездуховная и надо вернуться к истокам, т.е. к пленке. Ведь на пленке были самые настоящие, «теплые ламповые» цвета, а техничная цифра портит все впечатление от фотографии. Правда не говорят при этом, какую пленку они имеют в виду.

Пленка выпускается разных типов:

  • любительская (Kodak Color, Fuji Superia);
  • профессиональная (Kodak Ektar, Kodak Portra, Fuji Pro, Fuji Velvia).

Я перечислил здесь не все названия проф и любительской пленки, а только те, которые чаще всего встречаются в наших интернет-магазинах.

Любительская пленка — разработана специально для тех, кто не хочет заморачиваться с выдержками и диафрагмами, соответственно этот тип пленки прощает ошибки начинающих любителей.

Профессиональная пленка — избирательна к условиям съемки, для каждого типа сцены лучше применять свою пленку. «Запороть» ролик дорогой пленки неправильными параметрами съемки не составит особого труда. Зато на выходе результат просто превосходный.

Вот мои скромные запасыпрофессиональной пленки (фотопленка сейчас очень дорогая):

Попробуем сравнить цифру и пленку.

С моей точки зрения цифра:

  • гораздо точнее передает цвет фотографируемой сцены
  • лучше работает в тенях
  • проще в использовании и обработке (нажал кнопку и сразу результат, не надо сидеть в темной комнате и проявлять пленки)

А пленка:

  • перевирает цвета
  • недобирает в тенях (нужно идеально попасть в экспозицию, чтобы тени проработались)
  • возня с проявкой и последующим сканированием
  • лезет зерно

Возникает правомерный вопрос, если у пленки столько недостатков, то почему сейчас такой «хайп» поднялся вокруг нее, в чем ее «фишка»?

Я думаю преимущество пленки в ее сбалансированности цветов. На самом деле зрителю не нужны абсолютно достоверные цвета переданные сенсором цифровой камеры. Ему хочется видеть приятные глазу цвета, «правильные» цвета с точки зрения самого зрителя. Ему хочется видеть кожу коричневато-золотистого оттенка, воду синей, а лес зеленым. Мало того, доля этих доминирующих цветов должна быть в четкой гармонии с остальными цветами сцены. Все цветовые схемы, воплощенные в пленке взяты не с потолка — это результат работы художников, кинематографистов, специалистов по цвету. И в каждом типе пленки соблюден свой баланс цветов. Вот почему при съемки на пленку нужно тщательно подходить к выбору фотопленки для конкретной сцены.

Кстати, не всегда можно отличить пленку от цифры. Бывали случаи когда две распечатанных фотографии (одна пленка, другая цифра) одной и той же сцены ставили зрителей в тупик. Многие затруднялись отличить фото, сделанное на пленку от цифрового снимка. Например, если приверженцам «теплого лампового» пленочного цвета показать вот эту фотографию снятую на FujiFilm Pro 400H (sorry скан кривовато получился):


Arzamas

то скажут, что да, фото «пленочное».

А если вот эту показать, снятую на слайд Fuji Velvia 100:


Yashica MAT 124G Velvia 100

то тут не все так однозначно (сильно на цифру похожа).

А вот это снятое советским фотоаппаратом ФЭД-5С на слайд Fuji Velvia 100:



эта картинка на цифровую не похожа, чистая «пленка»:-)

Как получить пленочные цвета

В этот раз для получения пленочного цвета на цифровом фото мы будем использовать бесплатный графический редактор GIMP с таким же бесплатным плагином G’MIC. Про GIMP уже сказано много, а вот про G’MIC знают не все.

G’MIC — это графический framework (набор программ и билиотек с исходным кодом) используемый при работе с изображениями. Позволяет производить над изображениями всевозможные действия и накладывать различные фильтры (всего 491 фильтр). Работает, как отдельно приложение (командная строка или GUI), так и плагин для GIMP и Krita. Есть так же библиотека всех функций G’MIC, которую вы можете подлинковать в свое приложение. То есть это настолько мощный агрегат, что способен конкурировать с именитыми платными аналогами. Сегодня, из всего богатого инструментария G’MIC нам потребуется только «эмулирование пленочного цвета».

Шаг 1

Запускаем GIMP 2.9. Открываем изображение. В меню фильтров выбираем G’MIC QT. Если у вас еще не установлен GIMP 2.9, то подробно об этом можно прочитать здесь. Если будете следовать этой инструкции то получите самые свежию версию и редактора и плагина.

Шаг 2

После того, как G’MIC QT загрузится, вся работа будет проходить внутри этого плагина. В списке доступных фильтров выбираем «Film Emulation». Если вы никогда не снимали на пленку и не знаете какие цвета дает негатив или слайд, то можете просто пробежаться по всем типам пленки и выбрать нужный. Так как я имею скромный опыт съемки на пленку, то выбрал для себя пресеты из групп Negative [color] и Slide [color]. По моему мнению там цвета ближе всего к современным типам пленки.


После того, как нужный preset выбран и баланс цветов и светов вас удовлетворяет, можно подвигать ползунки для финальной доводки изображения.

Для примера возьмем preset’ы для:

  • Kodak Portra -цветная негативная пленка (используется для печати на бумаги) специально разработанная для портретов;
  • Fuji Velvia 50 — цветная слайдовая (используется для просмотра на белом экране с помощью проекторов) обладающая высокой цветовой насыщенностью и сильнейшим контрастом;
  • Fuji 160c — цветная негативная пленка широкого профиля с хорошей цветопередачей;
  • Fuji Superia 200 — цветная негативная любительская пленка.

Ниже, для примера, приводятся несколько вариантов «пленочного цвета» для выбранного изображения.

Boats-Kodak-Portra
Kodak Portra 400

Boats-Fuji-Velvia
Fuji Velvia 50

Boats-Fuji-Superia-200
Fuji Superia 200

LaAmpolla-Kodak-Portra-400
Kodak Portra 400

LaAmpolla-Fuji-Velvia-50
Fuji Velvia 50

LaAmpolla-Fuji-160c
Fuji 160c

Camarles-Kodak-Portra400
Kodak Portra 400

Camarles-Fuji-Velvia50
Fuji Velvia 50

Camarles-Fuji-160C
Fuji 160C

Что можно сказать глядя на результат работы фильтра? По крайней мере цвета поменялись на фото:-) А это уже хорошо. Если отбросить шутки в сторону, то пресеты на негативную цветную пленку отработали правильно, цвета стали мягче, контраст упал. С preset’ом на Velvia 50, то же вроде без ошибок (в первом приближении), цвета насытились, контраст просто взлетел, спрятав детали в тенях. При переводе цифру в пленку, детали в тенях будут теряться почти всегда, в этом ничего страшного (на реальной пленке было бы так же).

Заключение

В этой статье мы сделали первое приближение к понятию термина «пленочный цвет». Рассмотрели различные виды пленок и их главные отличия. С помощью бесплатного редактора изображений GIMP и бесплатного плагина G’Mic попробовали перевести «цифру в пленку».

You May Also Like