как оцифровать фотопленку в Silverfast

В данной статье будет рассказано, как оцифровать фотопленку в Silverfast. Почему Silverfast? Потому что эта программа поставляется в комплекте со сканером Plustek на бесплатной основе из-за этого она популярна среди любителей пленочной фотографии. Разработчики Silverfast постоянно работают над улучшением программы. Маркетологи тоже не дремлют и постоянно шлют письма с очередными скидками на платную версию.

Сегодня попытаемся отсканировать кадр с ромашками вот с этой пленки:


efke


Ромашки были сняты советским фотоаппаратом Зенит-21СД, с объективом Юпитер-9, на пленку Efke 50.

Silverfast бывает двух видов 8-bit и 16-bit. В предыдущей статье я объяснял чем отличаются эти варианты. Далее будем рассматривать сканирование в 8-bit.


silverfast_main_window
Окно запуска программы Silverfast

Главное на что здесь нужно обратить внимание это раздел Image Source. Там должно стоять имя сканера семейства Plustek, определившееся системой после подключения последнего через USB, если там будет пусто то после нажатия кнопки Start у вас ничего не запустится.


silverfast_working_session
Рабочее окно Silverfast

silverfast_version
Версия программы

Silverafst активно развивающаяся программа, поэтому обновления выходят часто. Первым делом проверьте последняя у вас версия софта или нет. Обязательно обновите Silverfast, если это необходимо.

Итак, начнем. Основу Silverfast при работе с негативными пленками, как черно-белыми, так и с цветными составляет программа NegaFix. Это фирменная разработка Silverfast, которая позволяет инвертировать негативное изображение в позитивное с наименьшими затратами сил. Остальные инструменты Sillverfast, такие как ColorCorrection, UMS, Noise removal интуитивно понятны и останавливаться подробно мы на них не будем.

Первым делом надо определиться с типом пленки, так как у нас черно-белая негативная пленка, то ставим «Negative»:


negative_film
Теперь определяем разрешение сканирования пленки. Я рекомендую ставить для Plustek 2400 или 3600 dpi, в редких случаях 7200. Так же в этом диалоге определяем тип выходного файла. Нужно ставить TIFF, никаких JPG или PNG, только TIFF. Хоть и 8-и битный, но TIFF.


silverfast_scan_dimensions
Теперь переходим к настройкам NegaFix.
Тут стоит оговориться, что программа NegaFix содержит в своей базе десятки профилей пленки. Важнейшей характеристикой пленки являетсяя ее оранжевая маска для цветных или сероватая или голубоватая для черно-белых. Для разных типов пленки эта маска отличается своим цветовым оттенком и насыщенностью. Но дело в том, что параметры маски могут варьироваться от проявки к проявки, от способов хранения пленки, от типов реактивов. И если вы проявляли пленку сами, то параметры маски будут отличаться от тех, что в базе NegaFix. Что же тогда делать? Инженеры Silverfast позаботились об этом и предложили инструмент, который позволит вручную подогнать маску. И в 90% случаев маску нужно будет вычитать вручную.
Но начинать нужно с того, чтобы сказать NegaFix с чего стартовать.


negafix1
Диалог выбора типа пленки

Выбираем тип пленки, который собираемся сканировать. Если неизвестно какая пленка, то из списка выбираем похожую по характеристикам. Можно просто прокликать все черно-белые типы пленок в списке и выбрать понравившуюся вам.

Дальше будем работать с гистограммой, основным инструментом при работе со светами и тенями в любой графической программе. Наша задача, чтобы сдвинуть левый и правый ограничители к краям гистограммы, а лучше не к самим краям, а чуть-чуть не доходя до них. Это «чуть-чуть» придет с опытом. На ползунок «Tolerance», обведенный красным кружком пока не обращаем внимания.


negafix2
Гистограмма до редактирования
negafix3
Гистограмма после редактирования
Далее необходимо «расятнуть» гистограмму. После предварительного сканирования мы получаем гистограмму, как на рисунке слева. Края гистограммы не доходят до правой границы (правая точка) и зачастую до левой границы (левая точка). Это означает, что на изображении нет абсолютно белых и черных участков. Наша задача, вспомнить, какой была сцена во время съемки и передвигаю ползунки вправо влево добиться наиболее верных результатов.

Теперь переходим к заветному ползунку «Tolerance». Как утверждает документация к NegaFix этот ползунок нужен для ручного учета маски. Это и так понятно, но как он вляет на изображение? Для наглядности я сделал несколько скриншотов с рабочего стола при разно положении ползунка Tolerance. Из этих картинок интуитивно станет понятно, за что он отвечает.

 

tolerance1_128 tolerance2_128 tolerance3_128

Глядя на эти изображения можно дать следующий совет. После того, как растянули гистограмму на предыдущим шаге начинаем двигать ползунок «Tolerance», до тех пор пока в светах еще что-то будет различаться. То есть не все станет залито белым. На примере с ромашками я остановил ползунок Tolerance до того, как лепестки потеряли все делали и стали белыми.

После того, как мы с помощью NegaFix инвертировали наше исходное негативное изображение в позитивное, осталось сделать несколько штришков перед запуском чистового скнирования. Нужно с помощью инструмента Gradation отрегулировать баланс светов и теней.


gradation

Делается это как во всех графических редакторах, я не буду на этом заострять внимание. Покрутите кривые, придайте необходимый контраст изображению.

Теперь необходимо почистить изображение от шума. При сканировании пленок 90% шума — это зерно пленки, остальное шум матрицы фотоэлемента в сканере. Жмем кнопку:


gain
После этого слева появится диалог инструмента для очистки изображения от шума.


silverfast_denoise
В шумодаве Silvefast есть три предустановленных уровня фильтрации шума: lite, medium, strong. На следующих изображениях видно, как работает каждая из опций.

 

silverfast_lite_gain silverfast_medium_gain silverfast_strong_gain
Light Gain Medium Gain Strong Gain

 

Как видно на этих изображениях шумодав в Silverfast работает довольно мягко даже на сильных (Strong) установках.

Далее необходимо поднять резкость изображения. При сканировании пленок это делается почти всегда. Жмем кнопку:


usm_tool
Появляется диалоговое окно с параметрами для фильтра нерезкого маскирования (USM). Параметры такие же, как и во всех фильтрах придающих резкость изображению (GIMP, Photoshop, Lightroom). Параметр Radius лучше не поднимать выше 2, ползунок Power варьируйте в зависимости от разрешения изображения, в данном случае я взял 150, если выше, то воздух с изображения исчезает полностью.


usm_512
После того, как мы инвертировали изображение с помощью NegaFix, подкорректировали свет/тень с помощью Gradation, почистили от шума инструментом Gain и повысили резкость фильтром USM, то можно переходить к финальному сканированию. Жмем кнопку:


scan
И получаем результирующее изображение.

Почитать еще