Советские объективы Юпитер

Про то что на новые современные зеркалки можно присобачить установить старые объективы с пленочных камер слышали наверное уже все. Вот и я решил попробовать поснимать Юпитерами, объективами советской эпохи, которые сейчас можно приобрести за небольшие деньги (в сравнении со стоимостью современных стекол). Тем более, что по отзывам на форумах, картинку они дают вполне достойную.
В итоге, на Молотке были прикуплены два объектива Юпитер37А (135mm, f3.5) и Юпитер9 (85mm,f2.0). Из характеристик понятно, что оба объектива фиксы, поэтому можно было ожидать получение хоть какой-то резкости.

Jupiter37A Jupiter9
Юпитер37А Юпитер9


Про то как осуществлялась покупка рассказывать не интересно, кроме того, что деньги были
переведены системами “Контакт” и “Корона” и посылки пришли за неделю, ровно день в день (почта первого класса). Кстати, пришлось еще заказать и переходник для установки объективов на камеру. Заказывал у известного на весь интернет мастера переходников Лушникова, пришел переходник в знаменитой упаковке, представляющей собой две крышки от банок для солений, соединенных скотчем.
Посылка пришла. Нервно срывая обертки, достаем объектив. Запах конечно же раритетный, еще бы с 1986 года объектив лежал где-то на складе и им, судя по всему, никто не пользовался. Естественно, первое желание – попробовать его в деле. Сначала прикручиваем переходник к самой зеркалке. Вот здесь ждала первая засада. Переходник очень туго наворачивался на тушку. Применив силу закрутил таки переходник в тушку. Для чистоты эксперимента решил снять переходник, мало ли что. Не вдаваясь в подробности, скажу сразу, переходник не снимался. Естественно я поджимал кнопку для снятия объективов, но переходник не обращал никакого внимания на этот нюанс. Старался я так, что погнул ключ для снятия этого переходника с фотоаппарата.


key1
Вот так выглядит ключик для снятия переходника.

key2
А вот так я его погнул.


На всякий случай настрочил письмо Лушникову. Типа,так и так, туго одевается и вообще не снимается. На следующий день пришел ответ “Нормуль. Они все такие тугие.”.
Успокоил, блин.
Тем не менее, переходник-то надо снимать, иначе получается, что фотик-то я в негодность привел. Решил чутка отвлечься, думаю, пойду-ка макаронов поем. После ужина снова взялся за фотик. Крутил, вертел, мысль пришла внезапно. Дай думаю, буду не откручивать, а закручивать. Попробовал, переходник чуть сдвинулся по часовой стрелке. Потом против часовой на пол градуса. Так я его и раскрутил, а затем и выкрутил.
Теперь про наводку на резкость. Накрутив мануальный объектив на свою зеркалку, вы лишаетесь одного из главных преимуществ родных объективов, а именно, автофокуса. С мануальным объективом можно забыть о репортажной съемке. Тем не менее, для неторопливой пейзажной съемки, для макро и самое главное для портретов мануальник самое то. Так как же наводить на резкость. Ответ прост. Либо через видоискатель, либо по “liveview”. На объективе открываете диафрагму на максимум (2 или 3.5 у кого как), наводитесь на резкость, закрываете диафрагму до нужного значения (например 5.6 или 8) и делаете снимок. В принципе, все. Кстати, это единственный раз, когда мне пригодился режим “liveview” на моем Canon 450D. В отличии от автофокуса, данный способ наводки на резкость есть очень муторное действо. Например, в случае портрета придется сделать следующее:
1) включаем “liveview”;
2) открываем диафрагму на максимум;
3) кнопкой “+” приближаем объект (в случае портрета – это глаза человека);
4) наводимся на резкость;
5) кнопкой “-” возвращаемся к исходному масштабу;
6) кадрируем;
7) зажимаем диафрагму до нужного значения;
8) делаем снимок.
Пункты с 3-го по 8-ой необходимо делать затаив дыхание, чтобы избежать шевеленки (ну это и так понятно) и главное чтобы после наводки на резкость, объект не “убежал” из фокуса.
Кстати, вот как выглядит Юпитер37А, накрученный на Canon 450D.

Jupiter-37A


как видите, объектив до конца не докрутился на камеру (не хватает угла alfa). На форумах ответили, что это почти всегда так и на это не надо обращать внимание. Но если вы перфекционист, то на объективе нужно открутить 4 болта, повернуть его на необходимый угол и закрутить болты назад. Я по этому поводу запариваться не стал, поэтому даже и не разбирался какие там болты нужно откручивать. Но тем не менее это можно сделать.
Про дистанционную шкалу на объективе можно забыть. Метры на ней не соответствуют расстоянию до объекта. Даже “бесконечность” не достигается в крайнем положении объектива. Например, на моем Юпитер37А, чтобы навестись на бесконечность нужно выкрутить объектив в крайнее положение, а потом чуть-чуть повернуть назад. Если делать все через “liveview”, то все будет в порядке. Чтобы “бесконечность” была правильной некоторые подкладывают бумажные кольца между объективом и переходником, но это уже слишком.

Про экспозамер. Заметил, что при использовании юпитеров, камера недодерживала, поэтому, рекомендую добавить пару стопов для выдержки.

Да чуть не забыл. Все советские объективы очень сильно ловят “зайцев”, те самые блики и засветки, которые появляются на фото при съемке с боковым освещением или против света. С чем это связано не понятно, то ли с плохим просветлением линз, то ли с плохим чернением внутриобъективных поверхностей. Поэтому лучше всегда использовать бленду. Для советских объективов это аксиома.

Если я вас до сих пор не отговорил от использования мануальных объективов, то перейдем к преимуществам, которые можно получить при их использовании.

Интересный рисунок. То что каждый объектив обладает только ему свойственным рисунком это известно. Рисунок старых советских объективов крайне интересен. Общая мягкость в картинке сочетается с резкостью объектов в фокусе, что создает некое ощущение воздуха на снимке.

Цветопередача. Не ожидал, что эти объективы очень сочно передают цвета.

Достаточно светосильные. Например, у Юпитера9 максимальная диафрагма 2, а Юпитера37А на фокусном расстоянии 135мм мы имеем диафрагму 3.5.

Теледиапазон. Большие фокусные расстояния, а на кропе умножаем их еще на 1.6.

А вообще, все эти объективы очень полезны для новичка тем что они дают понять, такие термины, как наводка на резкость, подбор экспозиции, большие фокусные расстояния, сжатие перспективы, побаловаться с макро. После все этого можно уже переходить к подбору и покупке дорогих автофокусных стекол.

Подытоживая рассмотрим все плюсы и минусы использования старых мануальных объективов на цифровых зеркальных камерах.

Минусы:
сложность наведения на резкость
низкое разрешение объектива
проблемы с экспозамером
фиксированное фокусное расстояние
сильно ловят “зайцев”
большой вес
на морозе дубеет масло и трудно вращать кольцо с диафрагмой

Плюсы:
цена (очень дешевые)
рисунок объектива
красиво размывают фон
хорошая цветопередача
подходят для съемки портретов
хороши для макро

Примеры фотографий, сделанных с использованием объективов Юпитер37А и Юпитер9.

Фото с Юпитером37A
Фото с Юпитером9

Почитать еще

  • Андройд Петрович

    http://obiektivyupiter-3.ru/ – а как насчет этого объектива?

  • voran

    Юпитер-3 отличный дальномерный полтинник. Сам присматриваюсь к нему. Единственное что он подойдет только на Sony NEX, так как рабочий отрезок у него 39мм. И еще. Цена этого стекла по ссылке слишком маленькая. Они сейчас дороже 🙂

  • Меня смутило то, что при вращении кольца диафрагмы Юпитер-9 не слышно щелчков как на Гелиосе-81Н. И значения диафрагмы странные – на 16 открытая дырка, а на 2 она закрыта. Объектив сломан?