Телеобъектив МТО-500

Знаменитый МТО-500. Доступное решение для начинающих фотолюбителей, чтобы начать постигать мир телеобъективов. Платить по 1500$ за телеобъективы известных брендов не очень бюджетный вариант, хотя там и будет автофокус, стабилизатор и супероптика. Поэтому отдать 3-5 тысяч рублей за 500 миллиметровый фикс будет вполне оправдано с точки зрения цена/качество. Что же получит начинающий фотограф после приобретения такого объектива:

  1. Приобщится к прекрасному и прикоснуться к истории:-).
  2. Получит возможность снимать объекты находящиеся на далеком расстоянии.
  3. Кстати, с близкого расстояния тоже можно снимать.
  4. Познает волшебство сжатия перспективы (объекты расположенные далеко друг от друга, будут выглядеть, как находящиеся рядом).

Начнем с комплекта поставки, если можно так сказать ибо объектив был куплен не в магазине, а заказан с молоток.ру.

Наличие кофра из кожзама указывает на серьезность всей затеи. И это не какой-то там пластиковый стаканчик, как в случае Юпитера 37, а полноценная сумка с наплечным ремешком. Застежка у кофра металлическая, выполненная в стиле портфельных застежек советских времен. Внутри кофра был объектив и набор светофильтров к нему.


Данный объектив имеет марку МС 3М-5СА – это наследник известного МТО-500, но с улучшенными характеристиками (меньший вес, просветление оптики, сменный хвостовик).


Гордая надпись “Сделано в СССР”.


Произведено Лыткаринским заводом.


Вероятней всего в 1984 году.


В комплект поставки входят оранжевый (для поднятия контраста при съемке архитектуры в черно белой фотографии), зеленый (поднятие контраста при съемке природы на чб пленку) и нейтральный (ультрафиолетовый, незаменим при съемке в горах и на море) фильтры.


Зеркало внутри объектива является основным элементом в схеме. Благодаря наличию этого зеркала появилась возможность сделать объектив таким компактным. Телеобъективы с фокусным расстоянием 500мм без зеркала в оптической схеме имеют гораздо большие размеры, соответственно и вес.


Задняя линза объектива.


А так выглядит связка с пленочным Зенитом, тем самым Зенитом, для которого в свое время МТО-500 и проектировался.

Вряд ли в наше время кто-то будет использовать МТО-500 на пленочных фотоаппаратах (ввиду дороговизны пленки). А вот для цифры такой телевичок то что надо.
Итак, первая связка с цифрой Canon + МТО-500. Нужен переходник, так как МТО-500 имеет резьбовое крепление а на Canon объективы крепятся с помощью байонета (повернул и защелкнул). Переходник нужен с резьбы M42 на байонет Canon, таких переходников полным-полно, есть дешевые, есть и дорогие, в Internet магазинах найти их не проблема.


Тушка, переходник и объектив.


МТО-500 на Canon’е.


Еще МТО-500 на Canon’е.

Как и на Canon, МТО-500 идеально встает на беззеркалки Sony NEX. Только переходник нужен другой. Такие переходники с М-42 на Sony тоже не редкость и закзать их в Internet магазине или сетевой барахолке не составит труда.

Тушка, переходник и объектив.


В отличие от Canon’овского переходника, который почти плоский, этот имеет довольно внушительные размеры, но зато, как и тот не имеет промежуточных линз в корпусе, которые могут искажать картинку.


МТО-500 на Sony NEX, хотя лучше сказать Sony NEX на МТО-500 🙂 Держаться можно за объектив.

Теперь встает вопрос, а как снимать? Я не знаю, как на своременных камерах, но на своем древнем Canon 450D и не таком древнем Sony NEX я использую режим ручной “M”. В этом режиме все параметры камеры устанавливаются вручную (выдержка, диафрагма, ISO и так далее). МТО-500 имеет постоянную диафрагму f8, поэтому придется настраивать только ISO и выдержку. В силу того, что у этого объектива очень большое фокусное расстояние (500 мм), то при съемке с рук приходится ставить очень короткие выдержки. Есть правило, что выдержка должна быть не больше “1/фокусное расстояние”. Это для того, чтобы избежать смаза на кадре. Поэтому с рук можно снимать только в солнечный день при ISO400 и выше. В современных объективах данная проблема с шевеленкой на телеобъективах решается посредством стабилизатора, встроенного в объектив, но в 1984 году стабилизаторов еще не было:-)

Наводимся на резкость. Я использую дисплей камеры. Из опыта это самый удобный и быстрый способ. В современных камерах подтверждение фокуса показывается “красными червячками” (границы наибольшего контраста, т.е. места сцены, попавшие в фокус). Есть еще один способ наводки на резкость. Я его использовал на камере Canon 450D. Для этого нужен специальный переходник со встроенным чипом (“одуванчик”). Этот чип передает в камеру информацию “с объектива”, таким способом, что камера думает, что на ней установлен стандартный объектив Canon и из-за этого начинает работать подтверждение фокуса в виде вспыхивающих красных точек в видоискателе и пересчет выдержки (вот здесь переходник типа “одуванчик”). При правильной настройке “одуванчик” действительно помогает при съемке на цифрокамеру с совесткими объективами. Но я как-то не смог найти общего языка с “одуванчиком” (часто неправильно срабатывало подтверждение фокуса), поэтому залепил его изолентой и стал снимать в режиме “M” (все установки делаются вручную).

В силу того, что этот объектив дает снимки, которые скажем так, не блещут отменной контрастностью, то бленда просто необходима. Оригинальную бленду найти будет трудно, но есть сайты, где лежат выкройки картонных бленд под любое фокусное расстояние.

Примеры снимков:

Еще снимки.

Почитать еще